Примеряем на себя
Первые товарные автомобили ЗАЗ-1102 появились в 1987 году. Это были трехдверные хэтчбеки с карбюраторными двигателями (1,1 л, 51 л.с.). Спустя семь лет у нас начали продавать пятидверный универсал Дана — ЗАЗ-1105. А вскоре спрос на продукцию Запорожского автозавода упал в России до нуля: таможенные пошлины и кризис 1998 года не позволили выдержать ценовую конкуренцию с российскими машинами. И только в 2003 году автомобили ЗАЗ опять появились в прайс-листах российских дилеров.
Тест проводился в 2004 году.
Игорь Зайцев, дизайнер (Рост 170 см, Водительский стаж — 45 лет, Ездит на автомобиле Mitsubishi RVR)
Все такое родное, советское. И форма, и цвет, и запах. Как будто вернулся назад лет на тридцать. Но сделано поаккуратней. Зазоры ровнее, панели не скрипят, в щели не дует. Уже хорошо. Облик Славуты пусть и не отличается оригинальностью, но и отторжения не вызывает. А самым изящным элементом мне показалась надпись «Slavuta».
В салоне ощущение встречи с прошлым еще сильней. Панель приборов проста до слез, но выполнена неплохо. Скромные на вид сиденья оказались вполне комфортными, материалы обивки — современными, а эргономика — приемлемой для моей комплекции.
Вытягиваю давно забытую «манетку» подсоса, с опаской поворачиваю ключ зажигания... Двигатель запустился с первой попытки! Включаю стеклоочиститель — и однорукий «дворник» моментально очищает ветровое стекло, открывая отличный обзор. Трогаюсь без проблем, однако вторая включается с большим трудом. Информативность рычага переключения передач практически отсутствует. Зато тормоза с вакуумным усилителем нареканий не вызвали.
Мне кажется, что в этом автомобиле, наряду с достоинствами, много странных решений. При практически новом кузове сохранилась стилистика семидесятых годов прошлого века. В базовой комплектации — и бамперы, окрашенные в цвет кузова, и гидрокорректор фар (кстати, безобразно выполненный), и поручни над проемами дверей. Но в то же время — крохотные наружные зеркала, отсутствие обогрева заднего стекла и прерывистого режима включения стеклоочистителя, ревущий вентилятор отопителя: решения, недопустимые для современного автомобиля. Огорчает отсутствие сигнальной лампы включения габаритов, подсветки клавиш на панели приборов, да и сама комбинация приборов освещена неравномерно и тускло. Зато приятно удивила плавная подвеска, адекватное поведение автомобиля в штатных режимах движения, неплохие тормоза.
Несбалансированность качеств и комплектаций, нежелание и неумение довести до ума даже простые решения — характерная особенность постсоветского автопрома. Возможно, это следствие того, что ни один из больших менеджеров уже давно не пользуется серийной продукцией родного предприятия. Если бы потребительские качества Славуты были лучше сбалансированы и налажен сервис в регионах, то этот автомобиль нашел бы устойчивый спрос в России. При нынешнем же состоянии дел предпочтение будет отдаваться проверенным Жигулям и Ижам.
Александр Диваков, испытатель Авторевю (Рост 184 см, Водительский стаж — 38 лет, Ездит на автомобиле Hyundai Getz)
О внешности Славуты и говорить не хочется — ни красы, ни радости. Хотя, может быть, кому-то и радость — ведь у нас любят седаны. А Славута с виду седан, но с преимуществом хэтчбека — пятой дверью.
Прямолинейная простота интерьера, сотканная из дешевеньких материалов, меня не отталкивает. Место водителя, за исключением некоторых минусов, оказалось вполне приемлемым, к тому же геометрия посадки мне привычна, почти как на Гетце. Та же приподнятость, похожий наклон баранки и, к сожалению, та же нехватка продольной регулировки. Самый большой минус — переключение передач. Отсутствие четкости, чрезмерные усилия и задевание правой ноги при включении первой и второй передач, да еще и схема «неправильная». Зато лаконичность управления микроклиматом меня восхитила: один рычажок и одна рукоятка. Все? Нет, позже обнаружил еще рычаг-ножник для регулировки потока в ноги. Лихо. Правда, эффективность этих регулировок стоит подвергнуть сомнению.
Места задних пассажиров тесноваты. Багажник по-седановски емкий, но не очень удобный. Трансформация заднего сиденья оригинальна, хотя сложное перемещение подушки вряд ли дает выигрыш в пространстве, и не позволяет водителю до предела отодвинуться назад.
Разгон неплох. Вторая стремительно ускоряет Славуту до 80 км/ч, третья — до 120. Мотор крутится и дальше, ограничителя нет, но нет и смысла — обороты нарастают слишком медленно. Зато пятая, хотя и с натугой, но уверенно разгоняет машину аж с 40 км/ч: тяговитость — просто чудо. В городе это очень удобно, даже подстегивает к азартной езде. Но этому соблазну лучше не поддаваться. Причины две. Во-первых, трудно вынести истеричный визг мотора и завывания трансмиссии. Во-вторых, управляемость Славуты можно считать приемлемой только при спокойной езде, не быстрее сотни. На высоких скоростях автомобиль неплохо держит прямую, но даже не очень резкое перестроение вызывает опасные конвульсии. Поначалу машина не хочет реагировать на поворот руля, напоминая об отсутствии переднего стабилизатора, недостатке жесткости рулевого управления, кузова. А выждав секунду, резко, с глубоким креном бросается на соседнюю полосу, щеголяя избыточной поворачиваемостью. Дальше — хуже. Пытаясь удержаться на полосе, машинка едва не срывается в занос, а затем, переваливаясь с боку на бок, долго виляет задом, даже когда руль выставлен «в ноль».
В крутых поворотах, стоит лишь чуть превысить скорость, заноса не избежать. А на коррекцию Славута реагирует так медленно, что начинаешь сомневаться в удачном исходе. Я уж подумал, что шины спущены. Когда вернулся, проверил — все в порядке, давление в норме. Значит, и впрямь конструкция не доведена. А жаль.
Михаил Петровский, корреспондент Авторевю (Рост 188 см, Водительский стаж — 9 лет, Ездит на автомобиле Audi 80 )
Бедный Квазимодо! Ущербная внешность лифтбека не вызывает никаких эмоций, кроме прилива щемящей жалости. Почему люди так жестоки? Зачем крошку Таврию наградили угловатым горбом багажника? Разве могут дополнительные литры грузового отсека компенсировать моральный ущерб от общения с этим «куском дизайна»?
Зато, как и положено существу, на лицо ужасному, Славута — добрая внутри. Салон бедненький, но чистенький и почти удобный. Конечно, «блох» полно: чего стоят липкий пластик баранки, обрезанный подрулевой переключатель сигнала поворота или хилая кочережка рычага переключения передач со странным алгоритмом — пятая и задняя передачи поменяны местами... А внутренние ручки дверей, в которые сифонит забортный воздух? Но в целом — удовлетворительно. У Славуты теплая душа — салон быстро прогревается на ходу даже с выключенной печкой. У Славуты горячее сердце. Когда впервые берешься за ручку подсоса — ждешь подвоха. Но через несколько секунд напряженной работы стартера мотор неожиданно резво просыпается от двухдневной зимней спячки, громко откашливаясь через худосочную выхлопную трубу. Еще пять минут — и он способен самостоятельно держаться на холостом ходу. Он рвется в бой! Вот так сюрприз: я-то думал, что придется плестись «каликой перехожим» — в правом ряду. Вместо этого Славута предлагает мне вполне приемлемый городской темп: одной из первых стартует со светофора, поднатужившись, встраивается в левый ряд на Кутузовском и, припрыгивая в колее, устремляется в погоню за полноприводным S-классом...
Впереди — яркая вспышка светодиодных стоп-сигналов Мерседеса. Прежде, чем нажать на педаль тормоза, успеваю съехидничать — я же на Запорожце! Но тормоза оказываются вполне эффективными: спасибо нашим коллегам из реставрационно-технического центра Авторевю за то, что обули малышку в нормальные зимние шины. А краш-тест Славута пройдет без моего участия...
Exceeding expectations. «Превосходя ожидания» — под таким девизом проходила европейская премьера японского хэтчбека Mazda 3. На самом деле, этот слоган стоило бы выдумать украинским пиарщикам — для раскрутки Славуты.
Александр Захаров, художник (Рост 172 см, Водительский стаж — 35 лет, Ездит на автомобиле Opel Omega)
Получить на пробу Славуту после Лексуса — это аперкот, жесткий удар по самолюбию и мироощущению автомобильного сноба. Как можно без стыда ездить на этой рахитичной уродине, на этой молодящейся, кокетливой старушке? Но ехать надо.
Среди переднеприводных новинок советского автопрома Таврия мне нравилась больше «сорок первого» и «восьмерки»: машина легкая и изящная, правда, немного субтильная. А вот воплощение было ужасным, особенно качество сборки и окраски. И если Таврия была стройна и грациозна, то Славута визуально тяжела и не очень гармонична. Хотя, конечно, по сравнению с Даной это верх изящества. В общем, садился я в машину не просто с предубеждением, а с брезгливостью.
Открываю ключом дверь — и боковым зрением отмечаю неожиданно плотный блик, ровный блеск краски светлого, но сложного, богатого цвета кузова. После морозной ночи, как и положено, мотор заработал с третьего раза. Звукоизоляции — никакой, в салоне шумно и от мотора, и от шин, и от ветра. Зато нет другого шума: в салоне ничто не дребезжит! И вообще интерьер очень прост, без претензий, чистый и аккуратный.
Носиться на этой машине страшно — она кренится и непредсказуемо скользит. Но если ездить спокойно, то все в порядке. Мечта дачника. Странный алгоритм включения передач сначала воспринимается как глупость, как недомыслие, но, поездив несколько часов, в нем даже находишь логику.
Мне кажется, что модернизацией и подготовкой производства этой машины занимались серьезные профессионалы, которые успешно (даже завидно) выполнили задачу создания украинского «народного автомобиля», дешевого и практичного. Кроме экономии на всем, чем можно, они решили две важнейшие задачи для коммерческого успеха этого проекта: минимальными средствами обеспечить машине сносные внешность и качество. И если цена в сочетании с качеством привлечет покупателей на Украине и в России, то можно будет подумать и о звукоизоляции.
Олег Растегаев, эксперт Авторевю (Рост 190 см, Водительский стаж — 12 лет, Ездит на автомобиле Ford Focus 1.8)
Идея клонировать Таврию в качестве пятидверного лифтбека хороша. Но жаль, что не удалось сделать «потайной» пятую дверь. Она «отрезана» от кузова, и линия этого отреза хорошо видна. Если бы дизайнеры смогли ее замаскировать — автомобиль получился бы симпатичнее.
А вот салон удался — простенький, но аккуратный. Пластиковые панели одинаковы по фактуре, что для экс-советского автопрома уже достижение. Матерчатая обивка сидений удачно подобрана по фактуре и цвету: чехлы не нужны. Да и по форме кресла неплохи. Еще бы диапазон регулировок расширить — а то за рулем Славуты я чувствую себя так, словно надел костюм на два размера меньше: в пояснице жмет, руль лежит на коленях. И сам руль какой-то игрушечный — с тонким скользким ободом. В общем, первое впечатление — дешевая женская машинка. На такой хорошо учиться ездить.
Не беда, что при запуске нужно по старинке вытягивать «подсос», что в мороз цилиндры начинают работать поочереди. Зато в управлении автомобильчик легкий, понятный и простой. «Прозрачное» рулевое управление позволяет легко контролировать автомобиль на любой дороге — на асфальте, снегу и даже на льду. Главное — не ставить невыполнимых для Славуты задач. Например, не нужно заставлять ее разгоняться быстрее 120 км/ч, не нужно проходить повороты с заносом, не нужно делать резких движений рулем — ничего хорошего (по крайней мере, приятного) из этого не выйдет. А при резком перестроении из ряда в ряд автомобиль с пугающим креном кузова валится на соседнюю полосу. Жуть! Ведь на Славуте нет ни одного стабилизатора поперечной устойчивости.
Мотор маленький? А больше и не надо. Даже с этим двигателем, объемом 1,2 л, Славута может набрать 150 км/ч (по спидометру). А до «сотни» разгоняется и вовсе бодро — если, конечно, выкручивать мотор до непонятных предельных оборотов: тахометра-то нет. Тормоза с вакуумным усилителем облегчили работу водителя — теперь не надо, как раньше, давить на педаль изо всех сил. Однако узенькие шины размерности 155/70 R13 не могут обеспечить высокой эффективности замедления. Кстати, если задаться целью купить породистые импортные шины, то выяснится, что стоят они столько же, сколько и шины «жигулевской» размерности.
А комфорт? На средних скоростях и на средних дорогах Славута ведет себя прилично. Но если увеличить скорость или свернуть на разбитую трассу, станет ясно, что подвеске не хватает энергоемкости.
Когда-то, в конце восьмидесятых, наша семья копила на машину: мы всерьез подумывали о покупке Таврии. Если бы тогда нам удалось купить Славуту — я был бы счастлив. Но сейчас, имея сто тысяч рублей, я предпочел бы бэушную «девятку».
-
Чистосердечное признание
Под капотом ЗАЗ-110308 «Славута» появился 1,3-литровый двигатель с инжекторной топливной системой, соответствующий экологическим нормам Евро 2. ...
Авто Центр -
В бой идут одни старики
Жизнь требует от человека все более бережного отношения к среде обитания – природа не выдерживает натиска цивилизации. Есть ли еще шанс на выживание у нашей техники – той, что создана не одно десятилетие назад? Мы решили ...
За рулем -
«Таврия» снова?
За годы, прошедшие с развала Союза и прекращения поставок, юркие "таврии" успели прожить свой недолгий ресурс, а неспешные "запорожцы" зарастают пылью в гаражах и потихоньку мигрируют на свалки. ...
За рулем
ЗАЗ Славута